Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://www.yaroslavskiy-kray.com/339/vladimirov-i.html

Владимиров И.

Владимиров Иосиф (умер в 1666 г.), ярославский художник и теоретик искусства.

Будучи городовым иконником городов Ярославля, Владимиров вместе с другими ярославскими иконописцами выполнял заказы Оружейной палаты по росписи стен и созданию икон Успенского собора Московского Кремля (1642-43, 1652-53 гг.), работал в Архангельском соборе (1652-54, 1660-е гг.), расписывал стены в церквях города Ростова (1659 г.). В качестве жалованного царского мастера переселился в город Москву, где работал в 1660-1665 годах знаменщиком Московского Печатного двора. Тогда же он писал иконы для церкви Троицы в Никитниках, работая по заказу ярославских купцов Никитинковых, живших в столице. Достоверно известна одна икона, принадлежащая кисти Владимирова - «Сошествие св. Духа» из церкви Троицы в Никитниках в городе Москве (около 1666 г.). Возможно, участвовал в создании икон церкви Ильи Пророка в Ярославле по заказу купцов Скрипиных.

Из ярославских икон на основе стилистического анализа Владимирову приписывается «Рождество Христово» (ЯХМ). Это самая ранняя икона подобной иконографии, быстро ставшая образцом для иконописцев Ярославля и других городов. Обладая мощным творческим темпераментом, Владимиров смело и необычно решил композицию. Сложно, но логично он расположил на плоскости два десятка евангельских эпизодов. Действие бурно завихряется вокруг центральной сцены рождения Спасителя. Все полно смятения и движения. В верхней части композиции драматическая острота сменяется состоянием просветленной возвышенности. Фигуры в золотых нимбах окружают центральную сцену как торжественный хор голосов.

Становление Владимирова как художника совпало с расцветом ярославского искусства в 1640-1650-х годах XVII века, когда сформировалась ярославская иконописная школа. Древнейшие самобытные местные живописные традиции и пристрастия, глубоко воспринятые Владимировым, стали основой эстетических воззрений. Все это нашло отражение в самом значительном для XVII века трактате об искусстве, написанном Владимировым в московский период его жизни. «Послание некого изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему иконописцу Симону Федоровичу» (около 1666 г.), было адресовано другу и единомышленнику Владимирову, ведущему мастеру Оружейной палаты Симону Ушакову. Особенно красноречив сам факт, что прославленный, почитаемый при дворе, признанный глава московских художников Симон Ушаков обратился с предложением написать теоретическое сочинение об иконописании - дело на Руси невиданное - к ярославскому городовому мастеру.

Владимиров впервые поднимает на должную высоту личность художника и требует от мастера профессиональных знаний. В искусстве он предпочитает опираться на источники, проверенные традицией, письменные или художественные. Он призывает руководствоваться здравым смыслом и наблюдением. По его мнению, приобретать мастерство необходимо у искусных мастеров - русских и иностранных. В. считал писание грубых, неискусных икон глубоко безнравственным. Он защищал новые веяния в иконописании - появление «живоподобных» икон и спорил с сербским архидьяконом Плешковичем, не принимавшим современную живопись. Позиция Владимирова - это позиция художника - профессионала, книжного человека. В качестве аргументов он употребил в своем трактате 113 ссылок и цитат из различных авторов. В теоретических рассуждениях Владимиров оказался значительно смелее, чем в собственном творчестве. В своих иконах Владимиров оставался в границах современной ему художественной практики. Однако среди мастеров - иконописцев трактат Владимирова был весьма популярен, выдержки из него цитировали в иконописных подлинниках XVIII века.

И.П. Болотцева

Иосиф Владимиров иконописец

Иосиф Владимиров — крупнейший иконописец, великий книжник, друг Симона Ушакова, автор первого на Руси искусствоведческого трактата, человек ренессансного типа — многое сделал для того, чтобы русская иконопись не превратилась в явление исключительно «мемориального» характера, а оставалась фактом живого искусства. Выдающаяся личность России.

Иосиф (Осип) Владимиров родился, предположительно, в ярославской слободе Толчково в семье иконописца. Дата его рождения неизвестна, зато сохранились упоминания о том, что в начале 1640-х годов мастера впервые пригласили в Москву — участвовать в росписи стен Успенского собора в Кремле. Это говорит о том, что изограф уже получил к тому времени большую известность.

В 1650 году Владимиров вместе с ярославской артелью отправился расписывать Успенский собор в Кирилло-Белозерском монастыре. Видимо, по возвращении из северных краев он познакомился с Симоном Ушаковым, и с тех пор они много работали вместе — в Архангельском соборе Московского Кремля и в церкви Троицы в Никитниках, а позже, вместе с другими художниками, оформляли северную дверь и Царские врата в соборе Василия Блаженного. Некоторое время Владимиров даже жил в доме Ушакова.

Одним из самых известных произведений Иосифа Владимирова стал образ Спаса Нерукотворного. Его изображение есть в Сийском иконописном подлиннике с подписью:

«Сей образ Христов за много лет иезувити от голомуцыя пелегринато в Риме прееден презтенты пергамин с самого синдона Авгарева изыском зуграфа Иосифа Владимирова москвита, выдан до руки в Вене в лето 7171».

Специалисты объясняют: мудреная надпись свидетельствует о том, что иконописец имел у себя одну из копий образа, которые распространяли в то время иезуиты. Владимиров скопировал икону, внеся в римский «оригинал» свои коррективы, и сделал гравюру в Вене в 1663 году.

В период между 1656 и 1658 годом Иосиф Владимиров написал «Послание Симону Ушакову». Этот труд считается первым русским искусствоведческим исследованием. Автор начинает с того, что излагает древние взгляды на искусство. А потом вступает в спор со своими современниками-консерваторами. Он ратует за то, чтобы приблизить живопись к естественному, к природе, за использование светотеней на манер западных мастеров:

«Христов или Богородичен образ на стенах и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают искусно... и земных царей своих... пишут, и всякие вещи и события в лицах представляют и как живых изображают».

Не все святые, доказывал иконописец, были «смуглы и скудны» — просто русские древние иконы со временем темнели. Кроме того, художественные традиции Владимиров делил на истинные, то есть завещанные Богом, и ложные — придуманные людьми. Например, он писал, что

>«в старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев»

и в этой связи предлагал ввести личную ответственность автора, обязав его непременно подписывать свои работы, а также организовать профессиональное обучение живописцев. Это, по его мнению, оградило бы народ от ремесленной кустарщины, когда святые

«не походили на человеческий образ, но на диких людей обличием подобие наморано».

В целом же Иосиф Владимиров пытался максимально приблизить русское искусство к общеевропейскому вкусу, сохранив, однако же, лучшие национальные традиции. Ему были близки эстетические взгляды эпохи Возрождения и западное сочетание красоты и «жизнеподобия». Вместе с тем изограф решительно выступал против «баснотворств», то есть вольного толкования библейских сюжетов. Он доказывал, что художник должен «со многим тщанием и усердием» работать над святым образом. И еще:

«Должно есть прежде ему стяжати правду, снискати же кротость и обрести разум и прочие к сим подобные нравы».

Последний раз Иосиф Владимиров упоминается в документах 1666 года, когда он пишет икону «Сошествие Святого Духа на апостолов» для церкви Троицы в Никитниках. Скорее всего, после этого мастер постригся в монахи неподалеку — в Знаменском монастыре на Варварке — и работал гравером на Печатном дворе, иллюстрируя Евангелие.

Единственное «задокументированное» живописное произведение Иосифа Владимирова — это как раз и есть «Сошествие Святого Духа» из Троицкой церкви. Еще изографу приписывают иконы «Исцеление слепого» и «Спас Вседержитель на троне» (обе тоже в Никитниках), а также «Рождество Христово», «Богоявление», «Благовещение» и «Богоматерь Владимирскую» с клеймами Сказания о Темир-Аксаке.

ВЛАДИМИРОВ

[Володимеров] Иосиф, рус. иконописец, стенописец, работавший во 2-й трети XVII в. Автор «Послания некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему иконописцу Симону Федоровичу» (1656-1657 или нач. 60-х гг. XVII в.), в к-ром теоретически обосновал т. н. живоподобие - новое стилистическое направление в иконописи, получившее распространение среди царских изографов благодаря ведущему мастеру иконописной мастерской Оружейной палаты Симону Ушакову.

В.- уроженец Ярославля, предположительно проживал в слободе Толчково, в приходе ц. св. Иоанна Предтечи. Впервые был вызван в Москву в 1642-1643 гг. и принял участие в росписи Успенского собора в Кремле. Был сразу замечен ведущими московскими мастерами, в дальнейшем постоянно привлекался к работам по царскому заказу. В 1650 г. в составе артели ярославского стенописца Севастьяна Дмитриева работал в Кирилло-Белозерском мон-ре. Документально известно, что В. принимал участие в написании небольших композиций в киотах на стенах Успенского собора мон-ря. Однако поскольку род художника был внесен для поминовения в монастырский синодик, есть все основания полагать, что он участвовал также и в более значительных работах в мон-ре, в частности, в росписи соборных папертей.

В 1652 г. В. принимал участие в начальном этапе росписи Архангельского собора Московского Кремля, где завязалась его дружба с Ушаковым, руководившим этими работами. В 1653-1654 гг. В. был среди мастеров, писавших иконы для иконостаса Успенского собора Кремля. В 1659 г. в составе большой артели выполнял стенописи в Успенском соборе г. Ростова Вел. После возобновления в 1660 г. работ в Архангельском соборе, прерванных моровым поветрием 1654 г., В., числившийся уже как мастер 1-й статьи, вновь привлекался к участию в них. В это время художник проживал в доме Ушакова близ ц. Св. Троицы в Никитниках. Для местного ряда иконостаса этого храма, построенного на средства выходцев из Ярославля купцов Никитниковых, им была написана икона «Сошествие Св. Духа на апостолов», в к-рой он сознательно изменил традиц. иконографию в соответствии с совр. греч. образцами. Тогда же привлекался ко мн. коллективным работам: письму царских врат для придворной ц. св. Евдокии, починке икон местного ряда иконостаса Покровского собора на Рву (собор Василия Блаженного), письму новой иконы Господа Вседержителя и двери в жертвенник для того же собора. Под рук. живописца Стефана Лопуцкого участвовал в письме знамен.

Предположительно какое-то время В. мог учиться у рисовальщика Пюльмана, приезжавшего в Россию в 1661-1663 гг. С именем В. связана гравюра с изображением Спаса Нерукотворного, отпечатанная в Вене в 1663 г.: в надписи на польск. языке мастер упомянут как автор рисунка, с к-рого выполнена гравюра.

В нач. 60-х гг. XVII в. В. работал также на московском Печатном дворе (очевидно, в качестве знаменщика). Оттуда в 1664 г. вызывался к работам по росписи государевых дворцовых покоев. В 1666 г. числился московским иконописцем. В это время он вновь вызывался для работ в Архангельском соборе, но не был найден. Более поздних свидетельств о его жизни и творчестве не имеется.

Свое «Послание», адресованное Ушакову, В. написал в полемике с ярославским архидиак. Иваном Плешковичем, сербом по происхождению. В. выступил в защиту новаторского «живоподобного» письма, в к-ром Плешкович и его единомышленники видели нарушение древних традиций и прямое воздействие «латинства», т. е. европ. живописи. В. первым высказал мысль о приоритете художественного начала в иконописи: плохо написанная икона не может быть моленным образом. При этом он положительно отзывался о профессиональном мастерстве европ. художников, несмотря на их приверженность «латинской» вере. В. считал, что иконописец должен нести высокую личную ответственность за свои произведения и призвал мастеров ставить подпись на созданных ими иконах. Несмотря на то что в своих теоретических суждениях В. был сторонником нового «живоподобного» стиля, в творчестве он придерживался традиц. направления.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений