Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://dzen.ru/media/fioletovyjson/jiva-li-hrustalnaia-kolybel-rossii-udivitelnye-fakty-ob-istorii-luchshego-hrustalnogo-proizvodstva-636d101fb8b5a4658eb6ef67

Гусевской хрусталь – а именно так правильно называется этот стекольный промысел – появился на берегах реки Гусь в Владимирской области в 1756 году. Да, в отличие от от других российских промыслов, которые формировались постепенно, у Гусевского хрусталя есть конкретная  дата основания. А связано это с тем, что хрусталь изначально производился на мануфактуре и дата создания завода известна и документально подтверждена.

История появления завода на реке Гусь

В XVIII веке вокруг Москвы существовало множество производств: стекольных, винокуренных, медных, железных и других. Все они в качестве топлива использовали древесину. Это привело к тому, что вокруг Москвы оказалась вырублена большая часть лесов. Чтобы сохранить остатки насаждений, в 1747 году Сенат издал указ о переносе всех производств, находящихся в Москве и в радиусе 200 вёрст от неё, за пределы обозначенных территорий. Промышленники стали подыскивать места под строительство мануфактур в других областях. Аким Мальцов, имевший стекольное производство, нашёл место в лесу Владимирской губернии на берегу реки Гусь. Оно хорошо подходило под строительство стекольного завода, так как там были богатые залежи кварцевого песка, необходимого для производства стекла, и обширные лесные территории, а значит завод был обеспечен топливом. Также удобно было расположение около реки, что позволяло быстро доставлять готовую продукцию к месту сбыта.

Стекольное производство в Гусь-Хрустальном

Мальцевские хрустальные изделия пользовались большим спросом и в окрестных губерниях и далеко за их пределами. Они были и качественными, и красивыми. В XIX веке по ведомостям мануфактур Гусевское производство проходило как «чисто русское хрустальное производство». Это утверждение справедливо потому, что материалы были нашими, работники русскими и стиль изделий тоже самобытный. Но, конечно, без заимствования иностранного опыта не обошлось. Так внук Акима, Иван Мальцов, совершил тур по Европе с целью изучения особенностей заграничных технологий выпуска хрусталя. Сделал он это для того, чтобы повысить качество своих изделий. Изученные технологии он привёз в Россию и внедрил на своём заводе. Это позволило сделать его хрусталь лучшим в стране. В 1933 году изделия завода получили «большую золотую медаль» на выставке в Санкт-Петербурге. Позже Иван Мальцов побывал в составе эскорта Николая I в Чехии на заводе по производству богемского стекла и купил там рецепт его изготовления. Конечно же, по приезде в Россию, сразу внедрил его на своей мануфактуре. Интересно, что Мальцовы по сути построили город Гусь-Хрустальный и совершенствовали его вместе с заводом. В городе до сих пор сохранились красные кирпичные дома, построенные ещё в царское время для рабочих завода. Они же построили и училище для детей рабочих, и больницу, и даже Георгиевский собор, в котором сейчас расположен музей хрусталя. К сожалению, в период с 1917 по 1923 годы из-за революции и гражданской войны завод не работал. Но в 1923 году производство вновь запустили и фабрика очень хорошо себя чувствовала в советский период истории. Кстати, знаменитые гранёные стаканы авторства Веры Мухиной производились как раз в Гусь-Хрустальном.

Современная история завода

К сожалению, приход капиталистического строя завод не пережил. И не из-за того, что на продукцию упал спрос. В 1990-ых производство было приватизировано. Но сделали это очень топорно: каждый цех получил отдельное юридическое лицо и переезд продукции из цеха в цех осуществлялся через продажу этой самой продукции. В итоге готовое изделие получалось неоправданно дорогим. Да и криминальные структуры тоже сделали своё дело, выкачивая из завода всё, что только можно было, совершенно не вкладываясь в развитие производства.  В итоге в 2009 году завод объявил себя банкротом. Производство хрусталя возобновили в 2013 году, но лишь в одном цехе. И вместо массовой продукции стали выпускать изделия по индивидуальным заказам. Впрочем, судя по официальному сайту завода, новым собственникам удалось-таки вывести его на массовое производство.

источник https://www.goose-crystal.ru/catalog/predmety_int/podsvechniki_i_svechi/podsvechnik_khrustalnyy_krest.html?ysclid=lqqlev1yeu841038950

 

https://dzen.ru/a/XpiExE-8IhTMt-HQ

Храм с иконостасом из хрусталя

Церковь с хрустальным иконостасом существовала в селе Дятьково еще в XIX веке, но до наших дней она не дожила. Этот храм был выстроен в 2003 году. И, конечно, иконостас - произведение местных дятьковских хрустальщиков. Дореволюционная история Дятьково и его хрустального завода связана с родом известнейших российских промышленников, меценатов и радетелей народного блага Мальцовых. Известны они и как создатели прекрасных храмов. Нередко "восьмым чудом света" называли уникальный дятьковский храм Преображения Господня, возведенный Иваном Акимовичем Мальцовым в 1810г. Белокаменная "жемчужина" грациозно возвышалась среди аккуратных построек и зеленых насаждений. Особого внимания заслуживает описание уникального внутреннего убранства церкви, выполненного мастерами хрустальной фабрики. В седьмом томе книги "Живописная Россия" повествуется: "На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом) . При полном освещении церкви хрустальными паникадилами, иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный".

Описание старой фотографии: в 1807 началось строительства храма в Дятьково и он был построен хозяином хрустальной фабрики И.А.Мальцовых в 1810г, освящен и получил название Преображение Господня. Храм большой, каменный, построен в греческом стиле с высокой колокольней, отапливался. Храм имел великолепное украшение, иконы писались лучшими мастерами Академии художеств Санкт-Петербурга, в византийском стиле. В 1855г сын Мальцова, Сергей Иванович украсил храм хрустальным иконостасом в стиле украинского барокко, многорядного, сходящегося вверху. Помимо этого в храме были великолепной красоты хрустальные люстры и подсвечники.Такой храм, с хрустальным иконостасом, был единственный в мире и вызывал восторги как прихожан, так и всех кто в нем побывал. Позже рядом с храмом была пристроена из чугунных плит храм-усыпальница для семьи и в 1853г похоронен в ней И.А.Мальцов, его дети, а в 1893г С.И.Мальцов, продолжатель дела отца. Разрушение его было санкционировано в 1929г губернским исполком, окончательно разрушен в 1937г. Часть чугунных плит и кирпича использованы на дорожное строительство. Имущество, частично передано в ЗАГС и Клуб. До наших дней из убранства храма сохранился подсвечник высотой 2м из трехцветного стекла, одна хрустальная плитка из иконостаса, одна старинная лампадка.

Первый камень храма заложили 25 декабря 1999г. Строительство начали 15 мая 2000г. А уже в августе этого же года полностью завершили кладку и приступили к устройству кровли. Не прошло и двух лет, а вот он храм, стоит белоснежный красавец, возвышаясь над всей округой. На благородное дело восстановления хрустального иконостаса и других хрустальных элементов храма только хрусталя ушло 15 тонн. Даже сама по себе стоимость его - это огромные деньги. А ведь весь хрусталь нужно было переработать в разнообразные формы, потом подогнать и установить его на место, что также требует немалых расходов. Понадобилось на каждое изделие готовить металлические матрицы, а они тоже дорогие. Хрусталь, который использовали для иконостаса, содержит 18 процентов свинца - такой же идет на изготовление самой дорогой посуды. Для завода это была огромная работа: изготовить формы, нарезать грани, отполировать. Рабочим тогда не платили по полтора года, но они оставались в цехах и делали плитки. Всего использовали больше 20 форм. Несколько особых форм потребовалось для креста, ведь он сборный. Большое паникадило будет представлять собой хрустальную свечу высотой более трех метров. А еще свет будет исходить от 12 изумительных подсвечников. Но не только иконостас сияет. Хрусталем оделись стены храма. Чтобы он светился изнутри, под каждую плитку подложили зеркало. Для креплений пришлось просверлить три тысячи отверстий. Сам иконостас наклонили на восемь градусов, чтобы снять напряжение трех с половиной тонн хрусталя.

Подарок на Рождество

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений