Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://pravoslavie.ru/64330.html

В Вологодском кремле развернута выставка современного храмового искусства «Безмолвная проповедь». Экспозиция знакомит с историей становления Иконописной школы при Московской духовной академии, с творческими работами выпускников и преподавателей школы.

В маленькой Вологде впервые в России одновременно представлены работы художников-иконописцев четырех мастерских, образованных выпускниками и преподавателями Иконописной школы при Московской духовной академии: самой Иконописной школы при МДА; Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева, возглавляемого А.Н. Солдатовым; творческой мастерской Анатолия Алешина; группы мастеров «Скиния» под руководством Валерия Федорова. Кроме того, представлены иконы вологодских святых – древних и недавно прославленных, выполненные в мастерской при Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, где также трудятся выпускники Иконописной школы.

 

Господь Вседержитель. Мозаика

 

Общий вид иконостаса в храме св. вмч. Екатерины в Риме

 

Фрагмент росписи и мраморной резьбы. Храм св. вмч. Екатерины в Риме

Когда лучшая живопись, прекрасная музыка, добрая литература, хорошее кино становятся редкостью, когда для того, чтобы найти эту жемчужину, приходится действительно разгребать кучи грязи, вылившейся на нашу культуру и искусство и обесценившей сами эти понятия, то, увидев настоящее искусство, сердце несказанно радуется. Радуется и оттого, что убеждаешься в его воле к жизни, в стремлении и желании представляющих его людей не дать ему умереть.

Подлинное искусство не может не говорить о Боге. Если оно знакомит человека с красотой созданного Богом мира, то, следовательно, приглашает и лучше узнать его Создателя. При этом оно предлагает потрудиться над собой для того, чтобы это было на самом деле узнаванием Бога, а не поверхностным знакомством. Не «что-то там есть, может быть», а «Господи, а я Тебя знаю. И хочу узнавать всегда». И искусство Церкви становится в этом случае просто необходимым, помогающим человеку трудиться: размышлять, задавать новые вопросы, радоваться. Ведь радоваться тоже надо уметь, это тоже труд.

– Не надо бояться творчества в Церкви, – считает Л.А. Армеева, кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии. – Казалось бы, парадокс: церковное творчество должно быть каноничным, то есть существовать в «рамках» канонов. Но само слово «рамки» здесь не очень правильное: канон – это не прокрустово ложе предписаний, указаний и запретов, а – направление. Может ли человек быть свободным, следуя к Богу? – Разумеется. Ведь Бог и создал нас свободными. Вот для того, чтобы дать почувствовать эту свободу, в которой люди идут ко Христу, сохраняя все свои добрые особенности, собственную уникальность и неповторимость, мы и устроили эту выставку – «Безмолвная проповедь». Много слов тут не нужно – нужно смотреть. И желательно видеть, – говорит Людмила Алексеевна.

Преподаватель Иконописной школы, советник Святейшего Патриарха по вопросам архитектуры зарубежных храмов А.Н. Солдатов, представляя работы своих учеников, сказал:

 – Сейчас Россия выполняет миссию христианского просвещения, возвращая Христа народам Запада. Кстати сказать, огромное количество людей на Западе стремятся к христианству. Это видно по тому восторженному вниманию, с которым относятся к построению и украшению православных церквей в Западной Европе.

 

Брак в Кане Галилейской

 

Роспись храма в Иордании

Святая великомученица Екатерина

 

Христос и самарянка

 

Вологодские святые. Часовня прп. Филиппа Ирапского

 

Духовный вакуум, по словам Александра Николаевича, образовавшийся там, будет заполнен – и хорошо, если в место чистое и выметенное войдет Бог, а не известные персонажи, которых не восемь, а легион. То, что западные народы нуждаются, по словам многих людей, в новом христианском просвещении, очевидно. Русская Церковь стремится им в этом помочь. И здесь, считает Солдатов, «появляется прекрасная возможность для художественной симфонии: совмещения русских и византийских традиций иконописи и храмового зодчества с христианскими корнями самих западных народов». Красноречивым подтверждением этому может служить представленный на выставке проект православного храма в Рейкьявике.

По мнению советника Святейшего Патриарха, в России должен начаться процесс «поляризации» иконописных школ. То есть так же, как и в древние времена, должны появиться несколько школ русской иконописи – со своими традициями, манерой письма. Этот процесс стимулируется как восстановлением и развитием церковного искусства в последние несколько десятилетий, так и всё большим вниманием к нему в обществе, что позволяет надеяться на увеличение числа новых учеников – последователей той или иной иконописной школы.

– Самый лучший комплимент иконописцу, на мой взгляд, я услышал однажды: «Новое, а смотрится, как старое!» Отличия, конечно, всегда будут, и это хорошо, но главное дело иконописцев – не «заявлять о своей неповторимой индивидуальности», а говорить о Боге, жизни святых, о чем говорили сотни поколений до него, – сказал преподаватель Иконописной школы А.В. Алешин.

Анатолия Валерьевича попросили ответить на вопрос: как опытный искусствовед, иконописец может отличить древнюю икону от новой, и в чем эти различия? Различия, по словам Алешина, обусловлены не только (а в случае с иконой – и не столько) манерой письма – огромное значение имеет и личность, и духовный облик самого иконописца, что неизбежно сказывается и всеми, наверное, читается на иконе.

– Краски могут быть одинаковыми, манера письма, технологии – похожими на древние, но дух будет другой. И это всегда чувствуется, – уверен Анатолий Валерьевич.

Может быть, поэтому, сказал он, многими искусствоведами отмечается некая робость современной иконы: прежний человек был более решителен, смел, что ли, – в хорошем смысле, конечно.

 

– Иконописец – не художник с кисточкой в руках. Прежде всего, это – воин. С чем он воюет? – поставил вопрос Д.Г. Мироненко, кандидат искусствоведения, руководитель иконописно-реставрационной мастерской при Александро-Невской лавре. И сам на него ответил: – Оставим личные грехи самого иконописца, с которыми он в любом случае должен бороться, духовную подготовку перед и во время написания иконы – это всё вещи само собой разумеющиеся (хорошо, если всем). Речь идет о борьбе против того, что пытается себя навязать в качестве искусства, являясь по сути разрушительным для эстетического и этического чувства, да и для разума вообще: против китча и прочей «чернухи». Современная икона, на мой взгляд, – это мирный, безоружный ответ агрессивному, чрезвычайно настойчивому и наглому псевдоискусству, которое стремится заполнить умы и души людей. Настоящая иконопись призывает человека к миру – с самим собой и с Богом. Видя «Безмолвную проповедь», я с радостью убеждаюсь: русское искусство не умерло, русская икона живет и, дай Бог, будет жить дальше.

По словам Дмитрия Геннадьевича, печальные для современного искусства явления не миновали и само церковное искусство. Да, увы: бывает и китч, бывают и прочие неприятные вещи:

– Когда я вижу, извините, «иконы» «с листиками и лепесточками от покровцов–от земельки–с гробика–от мощей» и т. п., я понимаю: вот эти «листики» и прочее – самое лучшее в этой «иконе»! Так что и в Церкви тоже идет борьба настоящего искусства с подделками под него.

Рождество Христово. 2007 г.

 

Благовещение. 2007 г.

То, что «Безмолвная проповедь» звучит (а она звучит) не в храме, а в здании музея, может показаться странным, непривычным. Но, во-первых, проповедовать можно и нужно не только в церкви. Во-вторых, по признанию организаторов выставки, собрать все работы, представленные здесь, можно было только в музее. В-третьих, как сказал игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря, проповедь обращена и к тем людям, которые не так часто приходят в храм: серьезный, хоть и безмолвный, разговор, раскрывающий символику и смысл иконы, может быть, поможет им преодолеть ту преграду, которая всё еще мешает им почувствовать себя в Церкви своими. В-четвертых, наконец, это говорит и о значении музея: если привычным для него делом было сохранять прошлое для будущего, то сегодня музей занимается как раз сохранением будущего, показывая людям, внимающим «Безмолвной проповеди», что искусство Русской Церкви возрождается и развивается трудом молодых иконописцев, которые сохраняют верность старым традициям и церковным канонам.  

Богоматерь Умиление. Гамбург
 

Господь Иисус Христос  

Петр Давыдов

24 сентября 2013 г.

Ольга Шаламова и Филипп Давыдов - иконописцы из Санкт-Петербурга

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений