Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://studbooks.net/566907/kulturologiya/novgorodskaya_shkola#691

Культура Новгорода обладала ярким местным своеобразием. Однако до XIII века новгородская школа в основном использовала приемы византийской живописи. С XIII века при ослаблении русско-византийских связей в иконописи преобладающими становятся местные традиции. В новгородских памятниках упрощается композиция, в манере исполнения преобладает графическая четкость и яркая раскраска с пристрастием к киновари, определяющая радостный и мажорный характер всей палитры («Илья Пророк»). В иконах этого времени краски приобрели невиданную дотоле чистоту и звучность. Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние остатки былой сумрачности. Киноварь дается в смелом сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными, оливковыми красками. Создаются произведения, связанные с местной историей («Чудо от иконы «Богоматерь Знамение»).

Новгородская иконопись 15 века не любит сложных, замысловатых символами сюжетов, столь распространенных в поздней живописи. Художники без труда доносят до зрителя то, что они хотели сказать. В их произведениях есть подкупающая простота. Они упрощают традиционные иконографические типы, отбрасывают все лишние фигуры, довольствуются лишь малым. Их композиции легко обозримы, основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами. Палитра Новгородского мастера состоит из чистых, интенсивных красок, даваемых в смелых противопоставлениях. Новгородцы предпочитают самые простые иконографические изводы традиционных праздников, они изображают святых стоящими в ряд, очень любят полуфигурные образы и житейские иконы, в которых с редкостной наглядностью передаются отдельные сцены из жизни святых, например известная икона Святого Феодора Стратилата.

Московская школа

Московская школа иконописи сложилась позднее Новгородской и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом Псковской школы. Долгое время Москва была незначительным поселением, и ничто в ней не предвещало ее грядущего возвышения. До нас не дошли московские фрески и иконы X-XIII веков, поэтому мы не можем составить представление о живописи этого времени.

В 1325 году митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву, что ознаменовало рост значения этого города как духовного и политического центра Северо-Восточной Руси. Заметную роль в развитии московской иконописи сыграл византийский мастер Феофан Грек.

Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. Он в совершенстве знал все тонкости палеологовской эстетики, несомненно имел при себе богатое собрание новейших образцов. Феофан имел свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и последователи, и он способствовал повышению уровня Московской иконописи.

 

С появлением на исторической сцене Андрея Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. Рублеву удалось сплотить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из традиций византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку. Однако по складу своего лирического дарования он был антиподом Феофана. Идеалы Рублева были иные - более созерцательные и просветленные. И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из местных традиций, которые продолжали стойко держаться. На этом этапе Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим.

Андрей Рублев первым решительно отходит от суровости и аскетизма византийских образцов. Византийскому, как бы вибрирующему контуру, он противопоставляет ясный и скупой очерк, позволяющий охватить силуэт фигуры с первого взгляда, сложной системе византийских бликов - графическую четкую трактовку, приводящую к отложению формы. Он берет светлые сияющие краски для своей палитры не из традиционного цветового канона, а из окружающей его русской природы. И эти краски он переводит на высочайший язык искусства, давая их в безупречных сочетаниях.

Вершиной творчества Андрея Рублева является знаменитая икона «Троица» (первая треть XV века). Образ исполнен в память основателя монастыря - великого святого Руси преподобного Сергия Радонежского. Прибегнув к духовной символике, Андрей Рублев раскрыл богословскую суть Пресвятой Троицы.

На церковном соборе 1551 года в Москве было прямо указано о каноне изображения Троицы «Писать с древних образцов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев». Икона, написанная монахом Андреем Рублевым, стала на многие времена образцом для всех иконописцев, приступавших к изображению Троицы.

Особое внимание преподобный Андрей уделил цветовому решению своего творения, например золотой фон. Золото здесь, как и во всякой иконе, есть символ Божественного света- и важно, что изображения Ангелов не освещены извне, но испускают свет, наполняющий собою все пространство, как бы изливающийся с иконы на зрителя.

Образ, созданный Рублевым, являет зримое воплощение идей о возможности гармоничного устройства мира, основанного на христианской любви и единении, который проповедовал преподобный Сергий Радонежский.

Псковская школа

Псков был древним городом, центром земли северных владений. Псковская иконопись имеет ярко выраженный характер. Композиция псковских икон чаще всего ассиметрична и малоустойчива, рисует неточные, но по своему выразительные фигуры. В псковской иконописи преобладают красный кораллового оттенка, изумрудно-зеленый, темно-синий и различные оттенки коричневого цвета.

Широчайшее применение находит разделение одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовым контрастом есть что-то порывистое, драматическое. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка желто-коричневого колорита с резким высветлением и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык Псковской школы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличается от гармоничного языка Московской школы. Шедевром Псковской живописи является икона «Собор Богоматери», едва ли не самая ранняя русская икона.

Дальнейшее развитие Псковской живописи протекало в замедленном темпе, мастера станковой живописи держались дедовского наследия. Яркий этому пример икона «Троица». Хотя она написана почти на 100 лет после рублевской, но имеет застывшую композицию. Три совершенно одинаковых ангела сидят в строгих фронтальных позах, трапеза перед ними образует строгую горизонталь. Фигура тельца похожа на геральдический знак. Это геральдическое начало очень сильно выражено во всей композиции старой школы.

 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений