Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Государственная идеология, выработанная во второй половине XVI в., настойчиво укреплялась Борисом Годуновым и была реализована при его восшествии на московский престол в форме конкретных действий, которые объясняют как сам факт включения сцены «Осада Константинополя» в цикл Акафиста Богоматери Смоленского собора, так и детали ее иконографии.

Избранный на царство в феврале 1598 г. в условиях крайне обостренных отношений с боярской оппозицией, Борис Годунов дважды откладывал церемонию венчания. Прежде чем принять царский венец, он объявил о походе на татарскую рать крымского хана Казы-Гирея, мотивируя очередную отсрочку тем, что пышные торжества несвоевременны, когда стране грозит опасность. Во главе огромного войска Борис Годунов пришел к Серпухову и около двух месяцев простоял на Оке, хотя вражеская рать так и не появилась, а вместо нее прибыли послы с предложением мира.46 Эту «несостоявшуюся» битву А.А.Зимин расценивает как чисто политическую акцию Бориса Годунова, считая, что никакой реальной опасности татары в тот момент не представляли. Заключение мира интерпретируется историком как успех дипломатии Бориса, направленной в данном случае на победу над внутренними противниками.47 Однако помимо политических расчетов в этом событии усматривается явная идеологическая установка. Победа Бориса Годунова не случайно встает в тот же символический ряд, что и победы благочестивых царей древности и наследующих им московских государей. Она показала величие и непобедимость православного Московского царства, подтвердила богоизбранность нового царя, поборника веры и защитника державы. О таком значении предпринятого Годуновым похода на татар свидетельствует послание Патриарха Иова, написанное царю Борису. Патриарх назвал этот поход «новым избавлением страны от нахождения врагов»,48 тем самым связав «стояние» на Оке с предшествовавшими историческими примерами чудесного спасения Московского государства.

Подписание мира произошло 29 июня в Петров день,49 а 2 июля 1598 г., в день праздника Положения Ризы Богородицы во Влахернах, Борис Годунов, одержавший «бескровную победу» на Оке, торжественно вошел в Москву.50 Этот факт до сих пор не привлекал внимания историков искусства, между тем он имеет непосредственное отношение к пониманию причин появления в росписи Смоленского собора композиции «Осада Константинополя». Культ Ризы традиционно соотносится с идеей покровительства Богоматери православному граду и царству. Победоносное возвращение в столицу в день праздника Положения Ризы недвусмысленно связывает «избавление страны» с заступничеством Богородицы. Таким образом, обращение к теме спасения Константинополя чудотворной Ризой Богоматери является воплощением тщательно продуманной идеологической программы, реализованной Борисом Годуновым перед его венчанием на царство.

Известно, что после смерти царя Феодора Борис Годунов пребывал в Новодевичьем монастыре, где постриглась его сестра царица Ирина. Здесь он дал согласие стать русским государем. Сюда же вернулся после похода на татар. С Новодевичьим монастырем был связан самый драматически напряженный, решающий период жизни Бориса Годунова, поэтому вкладам в монастырь и украшению соборного храма придавалось большое значение. Вместе с тем росписи Смоленского собора имеют четко выраженный программный характер, утверждающий новую идеологию Московского государства. Богоматерь и ее чудотворные иконы прославляются как «нерушимая стена и покров» православного царства. В этой связи включение в программу росписи Смоленского собора композиции «Осада Константинополя», с которым теперь символически отождествляется «Царствующий град» Москва, приобретает особый смысл. Не случайна и такая иконографическая деталь композиции, как помещение на первый план крупной фигуры Патриарха с Ризой Богородицы в руках. Это не только напоминает об обстоятельствах победоносного возвращения нового царя, но и подчеркивает значение Москвы как стольного града пятого Патриархата. Рассмотренные исторические факты дают основание для датировки росписи, выполненной по программе Бориса Годунова, 1598 г., как о том сообщает стенная летопись.

В новой иконографии получили оформление идеи, обосновывающие положение Московского царства во всемирно-историческом процессе. Показательно, что в XVII в., когда «Осада Константинополя» в качестве иллюстрации первого кондака Акафиста включается в росписи кремлевских соборов, происходит изменение в иллюстрации 13-го кондака. В сцене поклонения иконе Богоматери изображается не византийская Одигитрия, а национальная святыня и палладиум Московского государства – икона Богоматери Владимирской.51

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений