Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Однако иллюстрированные циклы Сказания о Римской-Лиддской иконе появились и были распространены в московском искусстве во второй половине XVI в. как самостоятельный сюжет. Находящаяся под записью XIX в. роспись Покровского собора Александровой слободы (1570-е гг.) является, по-видимому, самым ранним примером разработки в живописи этой темы.63 Большой интерес в связи с почитанием Римской-Лиддской иконы во второй половине XVI в. представляют пелена с дробницами из Благовещенского собора Московского Кремля и икона с 15 клеймами сказания 1588 г. из ростовского Борисоглебского монастыря.64 Икона была создана по заказу старца Варлаама, бывшего до пострижения ключарем кремлевского Архангельского собора. Все четыре известные в настоящее время цикла оказываются связанными с Москвой и царским окружением.

В Покровском соборе и в иконе Ростовского музея представлены иллюстрации полного текста сказания от написания иконы апостолом Лукой до поставления иконы после чудесного возвращения из Рима в Халкопратийской церкви Константинополя. В Смоленском соборе повествование обрывается на том, как Патриарх Герман, опасаясь за судьбу иконы в период иконоборчества, вверяет ее морским водам. При сопоставлении клейм иконы и монументальных композиций обнаруживается почти полное совпадение сюжетов, иконографии сцен и деталей изображений. Встречающиеся различия чаще всего обусловлены особенностями размещения сцен в интерьере, право- или левосторонними переводами, реже причинами редакторского характера.

Иллюстрации Сказания о Римской-Лиддской иконе в Смоленском соборе до сих пор не были предметом специального исследования, фрески опубликованы фрагментарно, поэтому представляется оправданным дать их подробное иконографическое описание. Два первые эпизода – написание иконы апостолом Лукой и поклонение иконе – расположены на западной стене Смоленского собора слева от портала и образуют одну большую композицию. Хотя сцены не разделяются разгранками, край пилястры образует естественную границу между двумя эпизодами.65 Слева от престола, на котором находится икона, стоит апостол Лука, протягивающий к образу правую руку, справа – Богоматерь с Младенцем. Позы, жестикуляция и такие детали, как форма килевидных арочек лицевой стороны престола, три плошки, стоящие на его поверхности, совпадают с изображением этой сцены в клейме иконы. В Покровском соборе, где композиция разделена окном, она представлена иначе – дважды изображен апостол Лука, пишущий икону и берущий ее с престола, а фигура Богоматери отнесена на второй план. Этот иконографический вариант ближе к тексту: «И образ свершен устроив приносит первообразному Госпожи и всех Царице».66 Сцена поклонения иконе во всех трех случаях представлена одинаково, за исключением того, что в Смоленском соборе группа людей находится слева, а престол с иконой – справа. И в росписи Смоленского собора, и в клейме иконы сцена представлена на фоне горок, за группой молящихся – городские постройки. В надписи на клейме иконы говорится о том, что апостолы Петр и Иоанн «пали и молиша» Богородицу прийти на освящение храма в Лидде. Между тем все персонажи, их в этой сцене не меньше четырех, изображаются без нимбов.

Два следующих эпизода объединены в композицию, располагающуюся на западной стене справа от портала. Первый – обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма – схематически повторяется в росписи Покровского собора и клейме иконы. Но уже в следующем эпизоде возникает разночтение. Идентифицировать изображение в Смоленском соборе без надписи довольно сложно. Это обусловлено тем, что в тексте сказания один за другим идут два рассказа. Сначала говорится о том, как Юлиан Отступник пытался уничтожить образ, приказав стесать его с поверхности, но изображение отступало в глубь столпа и так чудесно сохранилось. Затем следует история о храме, построенном в Лидде неким Энеем, исцеленным апостолом Петром. Иудеи и язычники пытались отнять храм у христиан, тогда «князь ипархии» приказал затворить храм и ждать, какой веры будет в нем «знамение». Когда храм на третий день открыли, «на западной стране» было обнаружено изображение Богоматери – «знамение» христианской веры.67 Этот эпизод упоминается в целом ряде греческих текстов, и именно он вошел впоследствии в Сказание о Тихвинской иконе.68 В росписи Покровского собора иллюстрируется сюжет, связанный с Юлианом Отступником. В клейме иконы – история храма Энея. Композиция Смоленского собора иконографически близка росписи, но персонаж, стоящий, как Юлиан Отступник, на подножии, изображен без короны.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений