Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101405

Наверняка кому‑то довелось застать в Смольном соборе музейную экспозицию «Ленинград сегодня и завтра», кто‑то помнит концертно-выставочный зал, располагавшийся в его стенах… Но готов утверждать, что в огромном подземном пространстве под храмом, так называемом подцерковье, вряд ли многим доводилось бывать. Корреспондентам «СПб ведомостей» повезло.

Вместе с помощником настоятеля Смольного собора Романом Катаевым мы спускаемся по узкой винтовой лестнице. Несколько десятков старинных ступенек из путиловской плиты, и возглас удивления трудно сдержать: перед нами огромное – до пяти метров в высоту! – сводчатое пространство.

– Оно так велико, что мы называем его «подцерковьем», – поясняет помощник настоятеля. – Изначально это было хозяйственное помещение, здесь хранили все необходимое для богослужений. Хотя оно достаточно глубоко под землей, в нем сухо. Спасибо строителям XVIII века, выполнившим дренажную систему – она действует до сих пор…

Когда семь лет назад собор передали епархии, подцерковье выглядело достаточно неприглядно. Перегородки, создававшие впечатление узких коридоров, короба с коммуникациями, подвешенные к сводам, облупившаяся краска… После того как стены освободили от штукатурки, открылась подлинная кирпичная кладка XVIII века. Под несущими пилонами – путиловский камень и гранитные плиты. Уже отреставрированная часть пространства выглядит невероятно красиво…

– До революции Смольный собор был очагом образования и воспитания, – рассказывает Роман Катаев. – Мы намерены возобновить эту традицию. Здесь, на нижнем этаже, появится культурно-просветительский центр. Центральная часть будет приспособлена для концертных выступлений.

По особому положению о Смольном соборе, подписанному императором Николаем I в 1835 году, храму был присвоен статус собора всех учебных заведений ведомства императрицы Марии Федоровны. Они перечислены на мемориальной доске, сохранившейся за алтарем. Кстати, расположены эти учебные заведения были не только в Петербурге и Москве, но и в Харькове, Севастополе и Николаеве.

– Надеемся, что нас будут посещать студенты расположенных рядом факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, который занимает часть помещений бывшего Смольного монастыря. Ведь мы планируем создать действительно современное креативное пространство, – говорит помощник настоятеля.

Здесь же, в подцерковье, появится и музей истории храма и Смольного монастыря. Экспонатов для него уже немало. Например, находки, сделанные в нынешнем году в ходе реставрации сада, окружающего Смольный собор, а также артефакты, найденные на том месте, где еще в XVIII веке предполагалось построить колокольню. Исторические фотографии, планы местности также будут представлены в будущей экспозиции.

Есть у подцерковья и блокадная история. Не так давно в возрасте 94 лет ушел из жизни старейший прихожанин собора. Он вспоминал, как осенью 1941‑го прямо на газонах у Смольного учил горожан обращаться с оружием, колоть штыком, метать гранаты, рыть окопы… Во время бомбежек и обстрелов все укрывались в подвалах собора. Правда, помнил прихожанин о них довольно смутно: полутемное помещение, тусклые лампочки под потолком, скамейки вдоль стен…

Вместе с Романом Катаевым мы возвращаемся из подземелья в главное пространство собора. Часть его напоминает сегодня строительную площадку – речь о гигантских, высотой с пятиэтажный дом, металлических конструкциях, стоящих на месте алтарей.

Когда‑то в Смольном соборе было три иконостаса – центральный, высотой 22 метра, и два боковых по 16 метров. Их несколько раз переделывали, автором последней версии был петербургский архитектор Максимилиан Месмахер. Созданные именно им иконостасы дожили до начала 1920‑х годов, когда храм был закрыт и его внутреннее убранство подверглось разорению.

– Какова была судьба иконостасов – совершенно не известно. От них не осталось ничего, ни одного резного элемента. Информацию искали в архивах представители прихода, а также наши предшественники из музея-памятника «Исаакиевский собор», но никаких зацепок найти не удалось, – говорит Катаев. – Поэтому воссоздавать иконостасы будут с нуля. Хорошо, что есть фотографии и описания, зафиксировавшие их облик, а также обмеры, выполненные в начале ХХ века. Что же касается живописи, то ее на иконостасе восстановят по аналогии с той, что была.

Занимаются этой работой мастера, которые возрождали подворье Оптиной пустыни в Петербурге. Каж­дую резную деталь предварительно изготавливают из пластилина, ее оценивает специальная комиссия, состоящая из настоятеля собора, архитектора и автора проекта иконостаса.

– Восстановление внутреннего церковного убранства осуществляется за счет приходских средств, – поясняет Катаев. – Так что точного срока, когда будут готовы иконостасы, нет. Многое зависит от помощи жертвователей и меценатов.

Было ли что‑то неожиданное в процессе реставрации, которая идет в соборе уже почти полтора десятка лет? По словам помощника настоятеля, тайников в стенах не нашли, но кое‑какие находки все‑таки были. К примеру, в северном приделе на своде обнаружили фрагмент росписи в технике гризайль. Благодаря архивным документам удалось установить, что именно такую роспись предполагал проект, разработанный в 1830‑х годах архитектором Василием Стасовым. Работы уже начались, однако Николай I, который лично принимал решения об убранстве собора, отменил роспись: посчитал, что храму она не соответствует.

– Известна даже фамилия мастера, который со своим сыном приехал сюда из Ярославской губернии работать над этой росписью. И им же пришлось свою работу замазывать штукатуркой, – говорит Катаев. – Обнаруженный фрагмент пробной росписи реставраторы сохранили и даже повторили узор на всю арку. В остальном же внут­ренние стены собора останутся такими же белоснежными, какими они были изначально.

Василий Стасов сохранил основную идею, которую заложил автор здания зодчий Франческо Бартоломео Растрелли: создать в храме небесное пространство. Приходящий сюда оказывался как будто бы на небе, спустившемся на землю. Белизна стен, огромные окна, через которые в собор попадает солнечный свет, – все это рождает ощущение легкости и воздушности…

Скромному убранству храма соответствует и непритязательный каменный пол. В процессе реставрации ему вернули исторический облик. Когда здесь находился музей, пол, выложенный из огромных плит ревельского песчаника, покрыли бетонной стяжкой. Теперь ее убрали и раскрыли подлинные полированные камни. На место утраченных плит положили новые из того же материала, а разбитые, расколотые сохранили, их куски соединили в мозаику.

И, наконец, о мистических совпадениях. В алтаре сохранилась мраморная доска, на которой указаны ключевые события в истории собора: 1748 год – заложен Елизаветой Петровной, 1835‑й – освящен. Между этими датами – 87 лет. И вот что примечательно: ровно столько же лет, до 1922 года, храм был действующим. А возобновились богослужения в нем спустя тоже 87 лет.

– Мы такой цифровой мистике особого значения, конечно, не придаем, – улыбается помощник настоятеля, – но между собой иногда шутим, что до следующего 87‑летнего рубежа у нас еще много времени.

Сергей Глезеров

Фото: Александр Дроздов

28 сентября 2022

Источник: "Санкт-Петербургские ведомости"

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101683

 

Список иконы Феодоровской Божьей Матери разместят в Смольном соборе

Фото: gorthodox.com

В конце октября в Смольном соборе Санкт-Петербурга появится точный список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, находящейся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме. Известно, что проект будет реализован при прямой поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, сообщает Global Orthodox.

Решение о создании списка иконы Феодоровской Божией Матери как наиболее почитаемой в Смольном соборе было получило одобрение Санкт-Петербургской епархии.

Одно из преданий гласит, что в 1239 году этим святым ликом Александра Невского благословили на брак с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславовной. На обратной стороне иконы находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которую на Руси считали покровительницей молодости, свадеб и невест.

Смольный собор изначально возводился как женский монастырь, а позже в его стенах располагался институт благородных девиц, ставший первым высшим женским учебным заведением в стране. Именно поэтому он всегда символизировал юношество, образование, студенчество.

Кроме того, икона Феодоровской Божией Матери имела серьезное значение для российской императорской династии. В 1613 году именно ее образом Михаил Федорович Романов, первый монарх, был благословлен на царствование своей матерью, инокиней Марфой. Впоследствии иконой крестили цариц иностранных кровей и давали отчество Федоровна в честь Богоматери.

В 1835 году после утверждения «Положения о соборе» храм приобрел статус собора всех учебных заведений в память матери императора Николая I Марии Федоровны, особенно чтившей икону. В ее честь освятили один из приделов собора.

О чуде иконы Феодоровской Божией Матери стало известно благодаря событиям, произошедшим в Костроме на рубеже XII–XIII веков, куда, согласно сказаниям, икону привезли из разоренного ханом Батыем Городца.

Икону поместили в церковь великомученика Феодора Стратилата, после чего она и получила свое название – Феодоровская. (Феодоровская икона: о чем молиться и где находится)

 

Согласно преданию, икона выстояла во время двух пожаров в Костроме и не утратила свою целостность. Еще одно чудо связано с внезапным татарским наступлением на Кострому, произошедшим в 1260 году. Тогда ополчение князя Ярослава Всеволодовича состояло лишь из малой дружины, которую ему с трудом удалось собрать. Над городом нависла угроза полного разорения, однако полководец все равно решил попробовать отстоять Кострому. Князь обратился за помощью к Богу и велел воинам нести перед собой образ иконы Феодоровской Божией Матери. Во время сражения икона начала озарять все вокруг лучами ослепительного света. Битва завершилась бегством татар, а костромичи одержали победу. В память о событии князь утвердил крест в том месте, где в ходе сражения находился чудотворный образ. Позже на этом месте построили каменную часовню.

После того как на царствие был благословлен Михаил Федорович, появилось множество списков с Костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Со второй половины XVII века обрели популярность экземпляры с клеймами, описывающими события из истории чудотворного образа.

В XIX веке святыня засияла драгоценными камнями, позже для нее создали золотой оклад весом 10 кг. Веками оригинал чудотворной иконы хранился в надлежащем состоянии. Согласно многочисленным свидетельствам прихожан, краски начали блекнуть незадолго до потери царской семьей власти.

Почти год список создавался для Смольного собора в Петербурге. Специалисты создали икону в технике темперной живописи, оклад изготовили благодаря 3D-модели, после чего отчеканили его рельеф на металле. Для оформления задействовали сусальное золото, стразы, полудрагоценные камни и искусственно выращенный жемчуг. Над различными этапами создания трудились восемь мастеров, среди которых иконописцы, резчики по металлу и дереву и ювелиры.

 

 Колокольня Смольного собора по замыслу Растрелли

Точная реплика модели Смольного монастыря XVIII века

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений