Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101979

Статус памятника монументальной живописи присвоили храму Василия Великого во Владимирской области. Его расписывали палехские мастера в XIX веке, передает корреспондент телеканала «Культура» Татьяна Воронцова.

Святой князь Владимир – глубина взгляда, точность и плавность пропорций создают эффект его присутствия. В этом удивительная особенность академического стиля росписи, расцвет которого пришелся на XIX век.

«XIX век – это был век реалистической живописи. Если на иконах плоские изображения, то здесь, мы видим, фактически ничем не отличается от Грановитой палаты Московского Кремля, от шедевров, которые выставлены в Эрмитаже, в Русском музее», – пояснил настоятель храма святителя Василия Великого иерей Аркадий Маковецкий.

Отец Аркадий – настоятель храма святителя Василия Великого в селе Борисовское уже почти 30 лет. Его историю изучал и в архивных документах. «Московский князь Иван Калита в завещании своим детям отписывал эти села, и в том числе Борисовское и Старая Купавна под Москвой были переданы его сыну – князю Семену Гордому. Поэтому мы с достоверностью можем утверждать, что в 1314 году, 700 с лишним лет назад, храм на этом месте существовал», – сообщил настоятель.

В 1835-м на месте деревянного возвели каменный храм. Из двух частей – зимней и летней. Отец Аркадий сегодня возвращает к жизни борисовский храм. Настенная живопись в зимней части храма восстановлена в полном объеме. В XIX веке академический стиль считался новаторским. Палехские мастера своими ориентирами выбрали художников эпохи Возрождения. Их роспись стала насыщаться цветом, эмоциями.

«Когда стала развиваться реалистическая живопись, она стала включать в себя не только сами иконописные изображения, но и альфреику, и пейзажи», – отметил настоятель храма иерей Аркадий Маковецкий.

Некоторые лики в летней части храма – святого мученика Иоанна, преподобных Афанасия и Евдокии – сохранились в первозданном виде. Сегодня их скрывает сеть строительных лесов. Летний храм расписан накануне Первой мировой – в 1912 году. И это другой стиль – билибинский: удлиненные пропорции и соединение разных направлений живописи.

«Из академической живописи, из канонической и старообрядческой, сюжеты, подписи, все немножко разное. Белила, скорее всего, были свинцовые. Очень сильно живопись потемнела, скорее всего, из-за недостатка света», – пояснил реставратор Дмитрий Фролов.

Отец Аркадий говорит, что живопись храма содержит множество интересных моментов, которые заслуживают изучения искусствоведов. Предстоит и разгадка этого практически уничтоженного текста. Восстановленная «проповедь в красках» откроется всеобщему взору в следующем году. Есть планы и у отца Аркадия: он заканчивает свою книгу по истории древнего храма.

источник изображения храма https://sobory.ru/photo/3592

ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО С КОЛОКОЛЬНЕЙ В СЕЛЕ БОРИСОВСКОЕ

Село называется Борисовским исстари, а это указывает на славянское происхождение первых его насельников. Насколько древним поселением оно является? Документально подтвержден год 1328. То есть, если считать, как было принято, первое упоминание за год основания, то селяне могли бы в этом году отмечать 670-летие. Впервые село упоминается в духовной Ивана Калиты. Великий князь завещал Борисовское своему сыну Семену. Значит, Борисовское было дворцовым селом. Ясно, что и церковь в селе, расположившемся на речке Икишке в 17 верстах от Владимира на почтовом тракте к Суздалю, уже существовала. Правда, документальных сведений о ней нет до начала XVII века.

Под 1625 годом значатся в Борисовском две деревянные церкви: церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церковь Василия Кесарийского с приделом Николая Чудотворца. Причт при них: священник, диакон, дьячок, пономарь и просфорница. В то время в селе было 67 крестьянских дворов, в которых насчитывалось 172 человека, да 54 двора бобыльских. Всего население Борисовского составляло в 1625 году 253 души. В 1515 году великий князь Василий Иоаннович пожаловал этим селом Владимирский Дмитриевский собор. С Борисовского в пользу соборного причта полагалос дани «по 2 четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две денги на соль и дрова». Впрочем, царь Михаил Федорович передал Борисовское другому владельцу - Московскому Вознесенскому девическому монастырю - для вечного поминовения по государыне-царице Марии Владимировне. В Борисовском храме, уже и в новом, каменном, долгое время сохранялась как одна из старинных реликвий хоругвь на холсте и выпись из писцовых книг, выданная в 1752 году игуменье Вознесенского монастыря Елене Ржевской... Затем, после упразднения монастырских владений, село перешло в казенное ведомство.

По местному преданию, обе деревянные борисовские церкви сгорели. Историки нашли подтверждение этому в исторических источниках. Действительно, вместо двух сгоревших храмов выстроен был один - тоже деревянный. В начале XVIII века, в 1702 году, была составлена подробнейшая церковная опись: иконы, украшения, убранство... В 1710 году служили два священника (Василий Федоров и Иван Федоров), диакон (Михаил Иванов), дьячок (Михаил Федоров). Через десять лет Михаил Федоров посвящен был в диаконы, а на его место определен попов сын - Иван Васильев. В самом же Борисовском проживало к тому времени в 183 дворах 563 человека.

Каменная, и поныне существующая в Борисовском церковь с колокольней, была построена в 1835 году - на месте деревянного храма. Кстати, старое дерево использовали при этом на обжигание кирпича для строящейся новой церкви. Престолов два: во имя Василия Великого и во имя Николая Чудотворца. Иконы древнего письма и предметы древности были перенесены в новый храм из старого, копии метрических книг хранились с 1804 года, исповедные росписи - с 1829 года. Положенный церкви по штату причт - священник и псаломщик - получал около 750 рублей в год: от служб и треб - около 320 руб., от арендной платы за землю - до 400 руб.; шли еще и проценты с капитала в 1000 рублей. Приход состоял только из одного Борисовского, в нем к концу XIX века числилось уже 667 душ мужского пола и 786 женского. Правда, и раскольников среди них было немало: 181 мужская душа и 178 душ женских, как отмечалось, «уклонились совершенно». В училище в 1887 году училось 52 мальчика и 19 девочек (раскольников среди них - 11 мальчиков и 8 девочек). Училище в Борисовском не было церковно-приходским, оно открыто в 1859 году Палатой госимуществ, а потом содержалось на средства земства. По административно-церковному делению село относилось к третьему благочинническому округу Владимирского уезда. А весь Владимирский уезд - это четыре благочиннических округа и 104 прихода. В селе Борисовское есть и другой храм.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений