- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 10 Декабрь 2016
- Просмотров: 2621
Умеют ли говорить иконы?
Иконы доносят до нас Священное Писание (Библия, то есть Откровение Божие, записанное в книгах) и Священное Предание (священные знания, не вошедшие в Библию, но также свято сохраняемые Церковью) - только зримо, в образах и красках.
Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе, - «образок».
Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь - по окончании земной жизни. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.
Вокруг лика Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых мы видим золотой или светлый круг, обозначающий сияние славы, святость. Называется такой круг нимбом, или ореолом. Этот круг символизирует вечный, горний мир, и образы, имеющие нимб (ореол), принадлежат вечности, горнему миру. А нимб с вписанным в него широким крестом принадлежит только образу Спасителя, на Кресте искупившему грех человека. Крест на нимбе Спасителя изображается особым образом: с помощью девяти линеек - по числу ангельских чинов. На трёх элементах этого креста написаны буквы, вместе составляющие слово «сущий», значит: истинно существующий. А выше, над нимбом, слева направо сокращённо пишется имя Спасителя: с одной стороны - IС (Иисус), а с другой стороны - ХС (Христос).
В каждой иконе, как и в каждом православном храме, символично присутствует образ мира, вселенной.
Мир, представленный иконой, - цельный, единый и гармоничный организм. Все существа и части вселенной - не отдельные и разрозненные осколки или случайно возникшие организмы, но творения Божий, объединённые общим замыслом и любовью своего Создателя.
Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона представляется вселенной и сочетает в себе горний и дольний миры.
Дольний (земной) мир присутствует как материальная основа иконы. Это прежде всего доска. Она напоминает нам о райском дереве жизни, потерянном для человека в результате грехопадения, и о Кресте - орудии Искупления греха человека для возвращения в рай. На лицевую часть доски наклеивается паволока - обычно льняная ткань. Доска и паволока изо льна представляют мир растений.
Животный мир и элементы земли собраны в левкасе - грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея. Краска - темпера - приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо - символ жизни. Из яйца вылупляется птенец - живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и растительный мир. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.
Прямоугольная форма доски также не случайна, т.к. четырёхугольник символизирует землю, земной мир. А человеческий мир представлен осознанным и усердным трудом, сопровождающимся молитвой - словесным прославлением Бога. Из всего животного мира это дано только человеку.
На подготовленной основе затем пишется образ, представляющий горний мир.