- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 10 Декабрь 2016
- Просмотров: 2617
Как различить, кто изображен на иконе?
Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран мира, говорящие на разных языках, могут понять всё, что иконы рассказывают о святых, которые на них изображены.
На иконах не пишут, что захочется и как захочется. В иконописи есть строгие каноны - правила, порядок. Иконописные каноны Россия унаследовала от Византии тысячу лет назад. За это время Православная Церковь пополнилась новыми святыми, написаны новые иконы, которые продолжают иконописную традицию, пользуются иконописным языком.
Икон очень много, и на них, кроме Спасителя и Богородицы, изображаются ангелы, святые и даже события.
Рассмотрим подробнее изображение святых.
К святым относятся апостолы, евангелисты, равноапостольные, мученики и великомученики, святители, преподобные, блаженные, целители, бессребреники, архангелы. Как различить, кто изображён на иконе?
Оказывается, не только цвет и надписи «говорят» на иконах, но и все детали и композиция иконы. Зная некоторые общие правила изображения святых, можно многое узнать о том, кто изображён на иконе.
Все мученики (мученики Гурий, Самон и Авив; святой мученик Иоанн Воин; Священномученик Киприан и мученица ИустинаСвятая великомученица Варвара), например, изображаются с крестом в руках, крест выступает здесь как символ мученичества.
Преподобные ( Преподобный Серафим Саровский, преподобный Алексий, преподобный Макарий, святой преподобный Илия Муромец, святой преподобный Кукша, святой преподобный Моисей Угрин, святой преподобный Сергий Радонежский) - святые из монашествующих - изображаются в монашеском облачении, обычно с развёрнутым или скрученным свитком и с чётками (бусины, собранные на нити, или соединённый в кольцо шнур с узелками; монах, сосредоточиваясь на молитве, перебирает чётки в руках, на каждую бусинку (узелок) про себя произносит молитву) - символом монашеского молитвенного подвига. На свитке пишут изречение, завещание святого. Святость преподобных - это достижение непрерывного общения с Богом в любви и молитве за весь мир.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники (преподобный Симеон Столпник). Для сосредоточенной молитвы они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всём, и избирали для себя стояние на столбе как вид аскетического подвига (добровольное и строжайшее ограничение тела в пище, воде, тепле, движениях и т.д.).
Особым видом святости отличались блаженные, или юродивые (святой блаженный Василий). Внешне безумные, на самом деле они обладали духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом безумства юродивые отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг; с веригами(различные металлические предметы, которые носили аскеты на теле для умерщвления плоти) на плечах, обнажёнными или с повязкой на бёдрах, в ветхих одеждах. Фоном для образа служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.
Целители (святой великомученик Пантелеимон Целитель) в руках держат ящички с лекарственными снадобьями. За труд целители обычно не брали платы, так как это дар от Бога. К Божиим дарам в православии принято относиться бескорыстно: даром взял, даром отдай. Поэтому многие целители прославились и как бессребреники (святые бессребреники Косма и Дамиан) - святые, безвозмездно (не за деньги - серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.
Образы святых дополняют другие предметы и детали. Например, опушённая мехом круглая шапочка говорит о принадлежности княжескому роду, корона - царскому роду. А шлем, доспехи и щит характеризуют воина (страстотерпцы Борис и Глеб).
Апостолы (апостол Андрей Первозванный, апостол и евангелист Иоанн Богослов) – ученики Христа, посланные Им распространять Евангелие среди людей. Обычно они изображаются со свитком или с книгой в руках, это – символы учения Спасителя. Одежда апостолов – хитон и гиматий. Хитон – верхняя одежда в виде рубахи. Гиматий – тоже верхняя одежда из прямоугольного куска ткани, которая набрасывается на плечи поверх хитона.
Первоверховный апостол Петр на иконах нередко предстает со связкой ключей. Они символизируют совокупность таинств, которые открывают Царство Небесное.
Сидящими в помещениях над раскрытыми книгами и пишущими Евангелие предстают на иконах евангелисты Матфей, Марк и Лука. А евангелист Иоанн часто изображается среди гор на острове. Потому что сосланный на остров Патмос евангелист Иоанн именно здесь получил откровение Господа о судьбах мира и продиктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Четверо евангелистов получили и свои символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - бык, Иоанн - орёл. Нередко евангелисты изображаются каждый со своим символом.
Есть святые, жившие после первых апостолов и особенно послужившие Богу и миру обращением целых народов в веру христианскую. Такие просветители прославлены Церковью как равноапостольные. Это известные нам святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую азбуку и просвещавшие славян, святая равноапостольная Нина - просветительница Грузии - и другие святые. Их изображают обычно с книгой, как апостолов, и с крестом, который здесь символизирует крещение народов для спасения.
По определенным деталям нетрудно узнать святителей (святитель Николай чудотворец).
Святителями называют епископов, которые своей святой жизнью и пастырским (священническим) служением прославились, осуществляя Промысл Божий. Святители изображаются в богослужебном епископском облачении, на плечах – омофор, длинный лентообразный плат, украшенный крестами. Это обязательная часть облачения епископа, без омофора он не совершает богослужения. Подобно Господу Вседержителю, святители правой рукой благословляют, а в левой руке держат книгу – символ учения Христа.
Архангелы (архангел Михаил) изображаются в виде прекрасных крылатых юношей то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.
Таким образом, очень важно знать историю иконы, уметь ее «читать» и различать кто на ней изображен, потому что даже в наше время икона является кладезем мудрости.
Литература
* Алексеев С.В. Зримая истина. Изд. Ладан, Троицкая школа. 2006. – 287с.
* Учебно-методическая газета «Искусство». Издательский дом «Первое сентября». № 5 (413), 2009г. – С. 3 – 6, 13, 16 – 17.
* Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. Изд. Паломник. 1998. 316с.
* Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Антоновой. – 2-е изд. – М, 2007. – С. 80 – 85.
- << Назад
- Вперёд