- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 29 Май 2023
- Просмотров: 511
Существуют два списка иконы.
- Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
- Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.
Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.
Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.
«Икона «Святая Троица» Андрея Рублева, как и сообщалось прежде Министерством культуры РФ, будет доставлена в храм Христа Спасителя в Москве для участия в торжественных богослужениях и поклонения верующими на православный праздник Троицы 4 июня 2023 г и в течение последующих двух недель. Далее иконе предстоит плановый процесс реставрации и консервации силами ведущих специалистов»,— сообщили в ведомстве (цитата по «Интерфаксу»). ( Представители Государственной Третьяковской галереи и храма Христа Спасителя подписали дополнительное соглашение, позволяющее иконе «Троица» кисти Андрея Рублева находиться в храме до 19 июля. Об этом ТАСС сообщил 18 июня источник.)
На данный момент Минкульт разрабатывает меры, которые обеспечат безопасность иконы. В сообщении министерства подчеркивается, что сохранность иконы «во время перевозки и временного экспонирования будет обеспечиваться всеми необходимыми и самыми современными средствами».
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104265
В Реставрационном центре Грабаря рассматривают вариант консервации «Троицы»
Решения о необходимых реставрационно-консервационных мероприятиях в отношении иконы «Святая Троица» Андрея Рублева будут принимать после оценки ведущими специалистами актуального состояния ее сохранности на расширенном реставрационном совете, сообщил ТАСС гендиректор Всероссийского художественного научно-реставрационный центра имени академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев.
Ранее спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выразил мнение, что икону необходимо законсервировать после экспонирования в храме Христа Спасителя.
«Это один из возможных вариантов, но это должны определять специалисты, - сказал Сергеев, отвечая на вопрос о возможности консервации иконы вместо реставрации. - Думаю, что в таком желании оставить икону под наблюдением есть очень важная составляющая. Дело в том, что чем меньше реставрационного вмешательства, тем больше остается автора, очень важно, чтобы памятник сохранялся аутентичным».
Сергеев отметил, что принимать решение должны специалисты в области сохранения древнерусской живописи. «Для этого должен собраться расширенный реставрационный совет, на который приглашаются ведущие специалисты в области изучения, сохранения и реставрации древнерусской живописи. Они исследуют актуальное состояние иконы и определят задание на реставрацию. Задания могут быть самыми разными - это может быть и создание оптимальных условий, которые бы стабилизировали состояние иконы, включая мониторинг ее сохранности. В дальнейшем могут быть определены другие задания для реставраторов», - сообщил эксперт.
«Троица» Андрея Рублева в копии В.О. Чирикова в соборе Троицка в 2019 г
16 января 2019 года Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева передал на временное хранение в Троицкий собор города Троицк (Москва) копию иконы Андрея Рублева «Святая Троица». Копия была выполнена в 1959 - 1963 году Василием Осиповичем Кириковым.
В.О. Кириков родился в 1900 году в селе Мстера Владимирской губернии. Окончил Мстерскую художественную школу. В 1914 году, как лучший ученик, был направлен в Петербург для продолжения обучения. С 1918 года принимал участие в работе комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством И. Э. Грабаря. В это время вместе с коллегами реставрировал произведения древних мастеров. Тогда же вместе с Г.О. Чириковым работал над расчисткой иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В 1954 году приглашен в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и стал его первым реставратором.
Уникальное произведение из коллекции музея, являющееся точной копией «Троицы» Андрея Рублева, помещено в Троицком соборе в специально изготовленный киот. Икона пробудет в Троицке до 16 июня 2019.
О разных иконах Пресвятой Троицы
Образ Пресвятой Троицы и молитвы
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=104105
Почему «Троица» Андрея Рублева так важна для российской интеллигенции
В атеистическом государстве, каким был СССР, произошла своеобразная сублимация, конверсия религиозных чувств: искусство и культура стали предметом поклонения, особым культом
Рассказывают, что сцену в фильме Андрея Тарковского «Солярис», где появляются «Охотники на снегу» Брейгеля, снимали вовсе не с оригинала картины (и это понятно: оригинал-то висит в Вене), а со специально увеличенной репродукции. Это не помешало советской интеллигенции так в картину влюбиться, не имея из-за железного занавеса ни малейшей возможности увидеть ее вживую, что спустя десятилетия, уже в наши дни, мы наблюдали настоящее паломничество русских туристов на большую выставку Брейгеля в венском Музее истории искусств, породившее даже шутливый мем «Брейгель — наш!».
Примерно такая же история произошла с другим фильмом Тарковского, «Андрей Рублев» (1966), который, как кажется, во многом способствовал особому почитанию именно этого иконописца, возникшему в интеллигентной среде. Конечно, историки искусства и раньше прекрасно осознавали ценность рублевских творений. Первая научная реставрация «Троицы» была проведена усилиями Игоря Грабаря в 1918 году, а в 1929-м икона попала в Третьяковскую галерею как безусловный шедевр. Уже после войны бригады советских реставраторов десятилетиями восстанавливали и иконы, и фресковые росписи в церквях и монастырях от Москвы до Пскова (и продолжают и сегодня свой труд).
В 1947-м в полуразрушенном Спасо-Андрониковом монастыре, где иноком был Андрей Рублев и где он похоронен, был основан музей древнерусской культуры его имени. В 1955-м Московский Кремль, в связи с которым в летописях впервые упоминается Рублев, был открыт для посещения простыми трудящимися. В 1960-е годы интерес к русской истории и культуре принимает массовый характер. Молодые люди отправляются в походы по древним русским городам и монастырям. В 1967 году возникает концепция туристического маршрута «Золотое кольцо», Владимир (где сохранились фрески Рублева) включается в него в 1970-х, а в 1969-м выходит легендарная книга об иконах «Черные доски» Владимира Солоухина, знаменитыми становятся такие знатоки русской старины, как Илья Глазунов и Савелий Ямщиков.
На этом фоне появляется «Андрей Рублев» Тарковского. В нарисованной режиссером панораме Средневековой Руси особо чуткие зрители увидели не столько реконструкцию реальных исторических событий, сколько притчу о судьбе и предназначении художника, «опрокинутую» в прошлое. Сквозь распри, грязь, бедствия, жестокость властей, всю эту серую (фильм снят на черно-белую пленку) реальность художник должен прозреть божественную гармонию, создать нечто прекрасное. Появляющиеся в конце фильма цветные кадры звенигородского «Спаса» и «Троицы» возводили само искусство на пьедестал, придавали деятельности художника статус возвышенного. В атеистическом государстве, каким был СССР, произошла своеобразная сублимация, конверсия религиозных чувств, искусство и культура стали предметом поклонения, особым культом — люди стояли в очередях, чтобы «приложиться» к мировым шедеврам вроде «Моны Лизы».
Неудивительно, что главное произведение Андрея Рублева, его «Троица», стало не просто иконой, но культурной святыней, и это произошло гораздо раньше, чем монаха-иконописца канонизировала церковь (это случилось только в 1988 году). Вот почему современное культурное сообщество так настороженно относится к идее вернуть «Троицу» церкви. Ведь это настоящее чудо для интеллигентов. И не важно, как оно нам явилось: из репродукций в искусствоведческих альбомах (вопреки философу Вальтеру Беньямину, утверждавшему, что аура есть только у оригинала, современный опыт показывает, что тиражирование ее только увеличивает), через кадры фильма Тарковского или непосредственно в залах Третьяковки, — важно знать, что оно есть и ничто ему не угрожает.
Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia
5 июня
Источник: The Art Newspaper Russia