Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://vk.com/wall-142978854_179588

Икона – это не живопись

 
– Вы преподаете в Иконописной школе с самого начала ее создания. Методических пособий тогда не было. Наверное, учили – и сами учились?
 
– Так получилось, что через четыре года после открытия школы я остался единственным преподавателем для юношей всех четырех курсов, а на каждом по десять человек! До этого у меня был опыт преподавания только в художественной школе. Было непросто.
 
Преподавание мне самому помогло глубже осмыслить иконопись. Я сам для себя осознал, что икона – это не живопись (потому не согласен с понятием «древнерусская живопись»). И теперь это надо было объяснить ученикам, которые чаще всего до Иконописной школы уже окончили художественные училища или вузы. Живописное произведение создается по другим принципам, чем икона. В живописи присутствует перспектива, то есть стремление создать на плоскости иллюзию здешнего мира. В иконе иконописец не обманывает молящегося человека, а подчеркивает, что предмет находится на плоскости и строится по законам обратной перспективы: когда у предмета есть несколько точек зрения, а у ликов святых не ощущается объем.
 
В Иконописной школе на самом деле преподает не преподаватель, в отличие от курсов из серии «научим писать иконы за два месяца». При грамотном кропотливом обучении учит сама икона, а преподаватель только разъясняет и уточняет. Если ученик, не понимая, возьмет и скопирует икону, то вновь самостоятельно без образца повторить ее он не сможет, так как невдумчиво копировал изображение. Если же учащийся все усвоил, он сможет нарисовать композицию, даже если перед ним не будет оригинала, – композиция у него в памяти.
 
Шаг за шагом студенты научаются иконописной грамоте, причем они должны усвоить эту грамоту на всю жизнь за короткое время учебы – 4–5 лет. Скажем, берет студент композицию Благовещения. Спрашиваешь: «Что тут изображено? Да, архангел Гавриил явился Божией Матери. А как он явился, если говорить по композиции?» И мы начинаем смотреть, с какой стороны явился, где стоит Богородица, как показано явление – ведь это действие…
Мозаика в храм Песчанской иконы Богродицы
источник https://pravoslavie.ru/136855.html
 
– Как быть, если сами верующие порой не понимают язык иконы?
 
– На самом деле икона и церковные росписи воспитывают верующих. Когда я начал преподавать в Иконописной школе, мы с Виктором Васильевичем Соловьевым расписывали храм в украинском поселке Чечильник. Местные жители, воспитанные на традициях XVII–XVIII веков, когда в иконах было больше именно живописи, материальности, на изображениях можно было увидеть и румяные щечки, и губки бантиком, не воспринимали стилистику древних росписей. Увидев наших серафимов, староста кричала: «Что вы сорок нам рисуете?!»
 
Но за время, что длились росписи, организаторы и активисты прихода привыкали к иконописному языку, находясь во время службы в уже расписанном алтаре. И вот, когда мы уже уезжали через года полтора, то услышали: «А ведь это действительно настоящее церковное искусство, которое помогает настроиться на молитву».
 
Как-то знакомый монах попросил написать одного иконописца икону «Спас Ярое Око». А потом встретился с этим иконописцем и говорит: «Что за икону ты мне написал?!» «Плохо получилось?» – испугался иконописец. «Получилось хорошо, – отвечает монах, – но я при этой иконе не могу в келье расслабиться, лишний раз полежать спокойно, чайку попить. Она требует духовной собранности. Но постепенно начинаю привыкать и понимаю, что икона должна быть именно такой».
 

Свобода и традиция

 
– Икона без творчества невозможна. Ведь мы узнаём руку великих иконописцев, их стиль и проч. С другой стороны, они все работали внутри традиции. Как сочетать свободу и послушание в иконе?
 
– Наши преподаватели, работая над храмовыми росписями, сами же просто из головы ничего не придумывают. Они берут лучшие примеры в иконописи, в церковной росписи и приспосабливают к той форме, с которой они работают в конкретной ситуации. Это и есть творчество. Ведь нельзя просто чисто механически перенести фреску из одного храма в другой. Размеры, интерьер, архитектура – разные…
 
Когда в нашу жизнь стали входить компьютеры, в Иконописной школе случалось так, что студенты, когда надо было написать большую икону на заказ, брали маленькую и просто увеличивали ее в компьютерной программе. А ведь при увеличении или уменьшении – все меняется. Допустим, если в маленькой иконе у святого рисуется голова больше, а туловище меньше, то в большой иконе – все наоборот.
 
На третьем курсе у студентов начинается разработка новой иконографии, чаще всего тех святых, которые канонизированы в наше время. В таких работах студентам часто задаю вопрос, как нарисовали. И чаще всего в ответ они говорят, что писали с фотографии, и ведь получается похожий, узнаваемый образ. Настоящий иконописный образ нельзя перевести в живописный – будет негармонично, некрасиво, непропорционально. А в иконописи это гармонично, поскольку в иконе речь идет о другом – о раскрытии образа. То есть здесь требуется как раз вдумчивое творчество, с пониманием языка иконы, с попаданием в него.
 
Серафимо-Дивеевское подворье, Москва
источник https://pravoslavie.ru/136855.html
 
– Если говорить про древние иконы, ведь их долгое время верующие не видели по-настоящему: вместо сияющих цветов – потемневшие лики…
 
– Современные мастера часто ругают олифу, которой покрывали иконы, так как она со временем темнеет. Но нам древняя икона досталась именно благодаря олифе, которая потемнела, закрыла красочный слой и запечатала, законсервировала иконы, так что когда их расчищают, то они как будто заново написаны! Это была настоящая олифа, сваренная по древней технологии.
 
Сейчас порой не понимают, что такое икона. Могут написать икону, как фреску, – тоненькими слоями. Но это неправильно, в иконе должна быть плотность. До нас дошли Фаюмские портреты, написанные в технике энкаустики, то есть связующим веществом выступал воск. С иконой их сближает наличие глубины – воск там наложен в несколько слоев. Настоящая икона должна набираться плотными слоями. Мы учим студентов делать икону, а не имитацию иконы. За пять лет мы не можем досконально научить иконописи – на это требуется до 15 лет. Но если ученики будут понимать, что такое настоящая икона, смогут развиваться дальше.
 
– Что изменилось за эти годы в Иконописной школе?
 
– На самом деле изменения – это просто поступательное развитие. Сколько бы времени ни проходило – 30 лет, как сейчас, или 40, – все равно Иконописная школа будет расти и развиваться.
 
https://pravoslavie.ru/136855.html

Иконописец Владимир Ермилов об иконографии Крестовоздвижения 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений