Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=81558

Торжественное открытие выставки «Обретение», посвященной спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля, состоялось в Государственном Историческом музее во вторник вечером, передает корреспондент ТАСС. На ней экспонируется 36 икон XVI - начала XX века, многие из которых никогда ранее не выставлялись.

«Когда я узнал об этой идее, об организации такой выставки, то удивился, потому что выставок с подобной историей я еще никогда в жизни не открывал. История очень интересная и таинственная», - отметил на открытии директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Он поздравил Ярославский художественный музей с грядущим юбилеем - в декабре ему исполнится 100 лет. «И выставка проходит в Историческом музее, который тоже готовится к юбилею - правда, у нас он в 2020 году, музей отметит 150 лет. Но мы расцениваем проведение данной выставки «Обретение» как подарок от наших коллег. Спасибо вам за это», - добавил Левыкин.

Экспозиция, которая откроется для публики 13 февраля, рассказывает не только о спасенных иконах, но и о вкладе музейных работников, о той роли, которую они играют в сохранении культурного наследия. «Выбор темы этой выставки, эта история - это память о наших предшественниках, о тех людях, которые в какой-то степени нас учили суметь сохранить наследие», - сказал директор Исторического музея.

«Сегодня очень важное событие, потому что сегодня мы подводим итоги очень большого нашего музейного пути, который начинался в 30-е годы и имеет такое яркое представление сегодня», - обратилась к гостям открытия выставки директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. По ее словам, выставка «Обретение» - с одной стороны, историческое событие, с другой - явление обретения многих образов, которые могли быть утрачены и практически были обречены.

«Но благодаря людям, которые их окружали, и благодаря счастливой судьбе, показывают нам возможности человека с точки зрения отношения к жизни, к ситуации, подвига людей, которые понимают, что их судьба не заканчивается только сегодняшним днем», - сказала Хатюхина. Она отметила, что гостями открытия выставки стали те, кто присутствовал при спасении икон в 1977 году, кто помогал восстановить их - это научные сотрудники, реставраторы. В их числе Татьяна Васильева, которая была главным хранителем музея на тот момент.

История спасения икон

В ходе гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских.

Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. В октябре 1930 года реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты. С апреля 1933 года в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 года здесь разместилось культпросветучилище.

В 1977 году Митрополичьи палаты вернули художественному музею. По воспоминаниям главного хранителя Ярославского художественного музея Татьяны Васильевой, во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Они были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор.

Иконы, найденные на чердаке Митрополичьих палат, реставрировались с 1990-х специалистами из Ярославля и Москвы. Среди найденных икон - уникальные произведения редкой иконографии: «Воскресение с Сошествием во ад»; «Священномученик Антипа Пергамский», «Святая княгиня Ольга», образцом для которой стала фреска работы М. В. Нестерова из Владимирского собора Киева. Икона «Архидиакон Филипп» служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 года, что является довольно редким явлением для храмовых интерьеров.

Среди икон, которые увидят посетители выставки в Государственном Историческом музее: «Богоматерь Толгская», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Святитель Николай Чудотворец», «Великомученик Пантелеимон», «Спас Вседержитель», «Похвала Богородицы» и многие другие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=81490

Выставка «Образы огня в христианском искусстве» открылась 6 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). Как сказал на церемонии открытия директор Музея Михаил Миндлин, этот проект продолжает серию экспозиций, посвященных образам четырех природных стихий. Он напомнил, что два года назад состоялся выставочный проект «Образы воды в христианском искусстве».  

Те же кураторы – Оксана Смирнова и Светлана Кирьянова отыскали в фондах ЦМИАР, а также Государственной Третьяковской галереи, Музея русской иконы, в частных коллекциях около 60 произведений иконописи, декоративно-прикладного искусства, деревянной скульптуры, графики и книжности, где в разном контексте присутствует изображение огня. Это сюжеты Ветхого Завета, евангельской истории, житий святых и сказаний о чудотворных иконах, иллюстрации Апокалипсиса, сложные аллегорические композиции. В большинстве своем это памятники XVII - XIX вв.  

По словам С. Кирьяновой, которая проводила кураторскую экскурсию для первых посетителей выставки, огонь занимает важнейшее место во многих религиях и философских системах, а в христианстве он играет ключевую роль. В Священном Писании насчитывается более 400 эпизодов, в которых упоминается огонь в разных значениях: это огонь как символ присутствия Божия, огонь жертвенный, чудесный, карающий, огонь адского пламени. Огонь – один из основных элементов сакрального пространства христианского храма.

Первый раздел выставки – «Образы огня в Священном Писании». Здесь представлены ветхозаветные сюжеты, в которых огонь играет ключевую роль: конечно же, это «Изгнание Адама и Евы из рая огненным мечом» (гравюры из Библии Мартина Энгельбрехта (XVIIIв.), две абсолютно разные иконы «Видение пророку Моисею Неопалимой купины» ( Пророк Моисей Боговидец)(тонкого письма греческий памятник  XVIII в. и картина-икона сер. XIX в. по мотивам ватиканской фрески Рафаэля); несколько изображений пророка Илии в огненной колеснице, а также «Три отрока в пещи огненной» – это огонь, который не причиняет вреда праведникам.

 

Огонь в Новом Завете – эта тема раскрыта через необычную икону «Преображение», где на горе Фавор изображен огнеликий Христос, а также через сюжет «Сошествие Святого Духа на апостолов».

 

Апокалипсис отсылает к образам адского пламени: это огромная икона «Страшный суд» из ГТГ, которая прежде не экспонировалась, а также росписи утраченной Воскресенской церкви г. Пучежа. Фрагменты фресок, снятые в советское время со стен храма, который в 1950-е был безвозвратно утрачен при строительстве Горьковской гидроэлектростанции, также можно впервые увидеть в этой экспозиции. 

 

Второй раздел раскрывает тему огня в символико-аллегорических композициях редкой иконографии: это, например, «Душа чистая» в виде царицы с огненными крылами, из уст которой исходит огненная же молитва к Богу. Это также композиции «Видение пророка Исайи», «София Премудрость Божия», «Видение лествицы прп. Иоанну Синайскому».

 

Очень широко представлены образы огня в иконах Богоматери. Это живописные истории о чудесном обретении богородичных икон в огне и о чудесном спасении образов при пожаре «Богоматерь Тихвинская, со сказанием», а также редкие иконографии старообрядческих икон: «Богоматерь Огневидная», «Богоматерь «Солнечная» и др.

Привлекают особое внимание изображения раннехристианских святых, принявших мученическую кончину через огонь: «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Мучение архидиакона Лаврентия» с натуралистичным изображением подробностей казни, мученики Кирик и Улита.

 

Есть здесь также те, кому огонь не причинил вреда: святитель Лев Катанский повергает в огонь волхва Илиодора, который дерзнул кощунничать прямо в храме, и сам входит вместе с ним в костер; волхв обугливается, а святитель остается невредим. «Главным предметом дискуссии» при создании экспозиции кураторы называют деревянную скульптуру св. Федора Тирона с пламенем в руках – атрибуцию этого памятника еще предстоит уточнить; возможно, свой вклад в это внесет круглый стол, на котором по теме выставки выскажутся специалисты в области древнерусского искусства. 

Два Феодора изображаются часто вместе в доспехах с мечами и копьями, иногда на конях, поражающими драконов

На открытии выставки присутствовал священник Малкольм Роджерс – настоятель англиканского собора св. Андрея в Москве, апокрисиарий (представитель) архиепископа Кентерберийского в России. Он восторженно отозвался об экспозиции. «Это просто замечательно! Я очень люблю русские иконы. Каждый раз, когда смотрю на них, вижу что-то новое. Например, Сошествие Святого Духа – посмотрите, как апостолы и Богоматерь принимают эти языки пламени! Или Христос на горе Фавор с огненным лицом – это очень необычно!» – поделился он впечатлением с «Благовест-инфо».

Новую выставку обсудил с о. Малкольмом православный священник и иконописец Алексий Пареньков, клирик храма Покрова в Медведково. (Иерей Алексий Пареньков. День тезоименитства — 18 октября. По светскому образованию художник-мастер. Сан принял в 1993 году, в настоящее время продолжает учебу в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В свободное время помогает реставрировать старинные иконы храма. Воспитывает троих детей. - http://pokrovchram.ru/duhovenstvo) «Эта выставка интересна тем, что здесь представлены иконы различных школ и различных периодов, выполненные в разнообразной технике. Это очень интересный проект: здесь памятники начиная с XVII в., и мы видим, как много нового в иконографическую программу и трактовку сюжетов вносит западноевропейская культура. Это расширило кругозор наших иконописцев и в целом – понимание церковного искусства. Такая выставка вызовет большой интерес», – сказал он в беседе с «Благовест-инфо».

К выставке приурочена культурно-образовательная программа, включающая кураторские экскурсии, лекции, детское творческое занятие «Огненные кони пророка Илии». ( Пророк Илья Фесвитянин) Первым событием в рамках программы станет лекция известного византолога, академика Российской академии художеств  Алексея Лидова «Иерусалимский «Святой огонь» в христианской иеротопии и иконографии» (16 февраля). С расписанием мероприятий в рамках этой программы можно ознакомиться на сайте ЦМИАР.

Выставка будет открыта с 7 февраля до 14 апреля.

Юлия Зайцева

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=81335

Иконы, найденные 40 лет назад во время ремонта Митрополичьих палат в Ярославле, впервые представят публике. С 13 февраля их можно будет увидеть в Историческом музее в Москве, передает телеканал «Культура».

Ближе к живописи слой миколента - это бескислотная бумага. Она не прилипает и не царапает поверхность, сверху слой другой спецбумаги, которая позволяет иконе дышать, затем обычная упаковка - и в ящик с утеплителем. К этим путешественникам здесь относятся бережно. На их реставрацию потребовалось несколько лет. Работы велись параллельно в Ярославле и Москве.

«Они имели большую сложность, потому что иконы все ярославского письма, и они на лаках. Очень сложные цветные лаки», - рассказала Евгения Серёгина, реставратор высшей категории.

Еще одна особенность - гипсовый грунт. Легко осыпается, а укрепить его - задача непростая даже для московских экспертов. За 4 года они подарили новую жизнь 15 иконам. А всего в «коллекции с чердака» их больше восьмидесяти. Самая древняя - «Воскресение. Сошествие во ад» - датируется второй половиной XVI века.

«Необычная деталь этой иконографии - изображение пресвятой троицы в типе сопрестолья: Бог отец, Сын и Дух Святой. Позднее подобные изображения святой троицы будут распространены, но иконография начинает формироваться только с XVI столетия. И здесь она уже представлена», – отмечает Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея.

Как древние иконы оказались на чердаке? Ответ нашли в отчетах ярославских реставрационных мастерских. Именно их сотрудники в 1930 занимались ремонтом перекрытий Митрополичьих палат. Спрятав иконы, реставраторы пытались сохранить их.

«Вывезены иконы из церквей: Летней Петра и Павла, Спаса на городу, Спасо-Пробоинской и Зимней Симеона Столпника», - говорит Ольга Кузнецова, главный архивист Государственного архива Ярославской области.

На выставку в Москву отправятся 36 редких икон из ярославской «коллекции с чердака».

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=81401

Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (Фонд «Возрождение») завершил девятилетний проект по восстановлению древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Об этом в пятницу на мероприятии по итогам работы фонда сообщил председатель его попечительского совета, госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, передаетТАСС.

«В основном завершился крупнейший совместный проект государства, промышленных предприятий, бизнеса и общественности под названием «Культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Это был интересный и созидательный опыт, годы открытий и озарений, который я бы назвал процессом познания самих себя, временем духовного возрождения всего общества», - сказал он. По словам Шаймиева, за девять лет работы фонда 62 тысяч благотворителей были занесены в книги памяти. Восстановление памятников способствовало кратному увеличению турпотока.

«Восстановленные объекты Болгара и Свияжска сегодня с гордостью показываем посетителям. По сравнению с 2010 годом туристический поток увеличился в 15 раз. Сейчас эти достопримечательные места (два объекта) ежегодно посещают более 1 млн туристов и гостей республики», - добавил Шаймиев.

Президент Татарстана подписал указ о создании фонда 17 феврале 2010. Основной задачей фонда с момента его появления стало содействие в сохранении, воссоздании, реставрации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, архитектурно-художественном возрождении Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». За время работы фонда в список объектов всемирного культурного наследия вошли древний город Болгар и Успенский музей острова-града Свияжск.

Болгар - город, возникший в IX-X веках, был экономическим, политическим и культурным центром Волжской Булгарии. Именно сюда в 922 году прибыло посольство из Багдада, и местные жители приняли ислам. В 1969 году был создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Остров-град Свияжск расположен в 30 км от Казани в устье реки Свияга на высоком холме площадью 62 гектаров. Это первый православный город в регионе Среднего Поволжья, основанный в 1551 году царем Иваном Грозным. В Свияжске около десятка православных храмов и монастырей, самый старый из них - деревянная Троицкая церковь, построенная в мае 1551 года воинами Ивана Грозного. Успенский собор (1561) возведен из камня в стиле псковско-новгородских храмов, признан шедевром русского зодчества XVI века. На территории собора находится единственная в мире сохранившаяся фреска Святого Христофора, где он изображен с лошадиной головой.

Свияжские фрески

https://pravoslavie.ru/118645.html

В ДОМОВЫЙ ХРАМ БОЛЬНИЦЫ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ВОЗВРАЩЕНА КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господня, в домовый храм Центральной клинической больницы святителя Алексия в Москве по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была возвращена Козельщанская икона Божией Матери, сообщает Патриархия.ru. Образ был торжественно перенесен из столичного храма Ризоположения Господня на Донской улице.

Храм святителя Алексия, митрополита Московского, ранее носил имя Козельщанской иконы Божией Матери, в честь которой был торжественно освящен 20 июня 1904 года. В двадцатых годах прошлого века храм был закрыт, церковное имущество разграблено, многие иконы сожжены. Благодаря одной из сотрудниц больницы, монахине в миру, Козельщанская икона уцелела и долгое время хранилась в доме монахини, а затем, вплоть до наших дней, в храме Ризоположения Господня.

Образ Козельщанской Божией Матери встречали настоятель храма святителя Алексия протоиерей Александр Доколин и директор и главный врач больницы Алексей Заров, а также сотрудники и пациенты больницы. В честь возвращения иконы состоялся благодарственный молебен.

«От лица пациентов и сотрудников нашей больницы хочу выразить глубокую признательность за возвращение дорогого нам образа Козельщанской Божией Матери, исцеляющего душевные и телесные недуги», — сказал директор и главный врач больницы Алексей Заров.

Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского — многопрофильное лечебное учреждение на 280 мест. Это крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. В больнице лечатся люди из всех регионов России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Для всех пациентов обследование и лечение проводятся бесплатно. В 2018 году больница отметила свое 115-летие.

Храм святителя Алексия, митрополита Московского, — первый и единственный храм в Москве, освященный в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Образ Богородицы прославился в 1881 году чудесным исцелением неизлечимо больной дочери графа Капниста — пятнадцатилетней Марии, которая страдала тяжелой формой болезни позвоночника, руки и ноги ее были недвижны. Перед поездкой из родового имения Козельщина Полтавской губернии в Москву для очередной консультации с парижским доктором Шарко Мария стала горячо просить исцеления у Богородицы. Во время молитвы она почувствовала присутствие жизни и силы в руках и ногах. После чудесного исцеления Марии Козельщанскую икону Божией Матери поместили в специальную устроенную для нее часовню. Список с этой чудотворной иконы стал основной храмовой святыней больничной церкви.

Фото: Диакония.ru

15 января 2019 г.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений